Структура управления МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»

Управление школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Уставом Лицея, локальными нормативными актами на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, а также на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия, сотрудничества педагогического, ученического, родительского коллективов.

Структура управления школой представлена персональными (директор, заместители директора, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления (совет Учреждения, педагогический совет, родительский комитет, методический совет, профсоюзный комитет, общее собрание трудового коллектива, школьное самоуправление).

 

Первый уровень - уровень стратегического управления:

Директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. Директор школы определяет совместно с педагогическим советом, cоветом учреждения стратегию развития школы, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях. Директор несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы. Директор несет юридическую ответственность перед государством, обществом, родителями и Учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и Уставом школы, а также за организацию работы по противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности, создает благоприятные условия для развития школы. На этом же уровне (по содержанию - это тоже уровень стратегического управления) функционируют высшие органы коллегиального и общественного управления: педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, родительский комитет, профсоюзный комитет, совет Учреждения.

Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательной организации, всех его подразделений.

Второй уровень структуры управления (по содержанию - это уровень тактического управления) - уровень заместителя директора. Заместители директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной, воспитательной, хозяйственной работе интегрируют определенное направление или подразделение учебно­воспитательной системы, хозяйственной части согласно своему административному статусу. Этот уровень представлен также научно-методическим советом.

Научно-методический совет, орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений, опытные педагоги МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова». Главная их функция - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, т.е. добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень организационной структуры управления - (по содержанию - это уровень оперативного управления 1) уровень учителей, школьных методических объединений, проблемных групп, функциональных служб, структурных подразделений школы. Оперативный уровень управления 1 осуществляется руководителями методических объединений, руководителями проблемных групп. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей.

Четвёртый уровень - (уровень оперативного управления 2) представлен коллективами учащихся, родителей, творческими группами. Развитие самоуправления на данном уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. По содержанию - это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе созданы органы ученического самоуправления.

Непосредственное управление школой осуществляет директор Тимченко Ирина Владимировна, которая прошла аттестацию руководителей и назначена приказом Городского управления образованием администрации г. Черногорска в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Совет Учреждения был создан в 2006г. (приказ №198 от 30.10.2006г.) В состав совета Учреждения входят родители(законные представители) учащихся, учителей, учащихся. Основной функцией совета Учреждения является определение комплексной стратегии развития и принятия главных решений МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова».

В компетенцию совета Учреждения МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» входят такие вопросы как:

  • учет за расходованием бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения, а также привлечение
  • дополнительных внебюджетных средств на развитие МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»;
  • вопросы о принятии единых требований к одежде учащихся МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»;
  • вопросы, связанные с безопасностью учащихся, оценкой состояния и ремонтом учебных помещений;
  • рассмотрение и принятие решений относительно жалоб от учеников и их родителей на действия
  • педагогического состава и работников МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»;
  • решение вопросов, связанных с отчислением учащихся из школы, а также увольнения и поощрения учителей и сотрудников МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»;
  • участие в принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, родителей, педагогов;
  • утверждение публичного доклада директора школы по итогам учебного года.

Педагогический совет состоит из всех педагогических работников и действует постоянно. Заседание его созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Решения педагогического совета принимаются голосованием, являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее 2/3 присутствующих. Решения являются обязательными для всех членов трудового коллектива. Педагогический совет планирует и организует работу педагогического коллектива по развитию и совершенствованию учебно-воспитательной деятельности, способствует профессиональному росту педагогов.

Педагогический совет действует в соответствии с Положением о педагогическом совете МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова».

Родительский комитет возглавляет председатель. Родительский комитет создан с целью учета мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в образовательной организации, решения родительского комитета являются рекомендательными.

Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание.

Профсоюзный комитет - в своей деятельности руководствуется коллективным договором, Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», действующим законодательством РФ и субъекта РФ, нормативными актами выборных органов Профсоюза и соответствующих территориальных организаций Профсоюза.

Первичная профсоюзная организация контролирует соблюдение законодательства о продолжительности рабочего дня, соответствия рабочих мест правилам техники безопасности, осуществляет контроль за выполнением соглашений по охране труда, обязательств по коллективному договору, защищает права учителей.

Общее собрание трудового коллектива созывается совместно с профсоюзным комитетом и администрацией МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова», либо профсоюзным комитетом или администрацией самостоятельно. Общее собрание трудового коллектива:

-   рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;

-   избирает совет учреждения, его председателя и определяет срок их полномочий.

Собрание считается правомочным, если в нём участвует более половины общего числа членов коллектива. Решения общего собрания трудового коллектива принимаются открытым голосованием большинством голосов членов коллектива. Общее собрание трудового коллектива созывается по мере необходимости, один или два раза в год.

Методический совет создан в целях координации деятельности всех структурных подразделений методической службы. Научно-методический совет является консультативным органом по вопросам организации методической работы. Каждый учитель состоит в школьном методическом объединении. Научно-методический совет создан для решения следующих задач:

-   координация деятельности методической деятельности преподавателей;

-   разработка основных направлений методической работы образовательного учреждения; - обеспечение методического сопровождения учебных программ, разработка учебных, научно-методических, дидактических материалов; - организация инновационной, проектно-исследовательской деятельности;

-   организация консультирования педагогических работников по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения; - разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта;

-   профессиональное становление молодых учителей;

-   организация взаимодействия с другими образовательными учреждениями;

-   внедрение в учебную деятельность современных педагогических технологий.

Школьные методические объединения - структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей, работающих над единой методической темой.

Руководители школьных методических объединений:

1.Фирсова В.Г.- руководитель школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

2.Полозова С.П.- руководитель школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла

3.ХорошавинаИ.Ю.- руководитель школьного методического объединения учителей математики.

4.Меланич Н.П.- руководитель школьного методического объединения учителей иностранных языков.

5.Ковалева О.В.- руководитель школьного методического объединения учителей технологии, искусства, физической культуры

6.Верт О.С.- руководитель  школьного методического объединения учителей  начальных классов.

7. Надточий А.В.- руководитель школьного методического объединения учителей информатики, физики, ОБЖ.

8. Ищенко И.В.-  руководитель школьного методического объединения классных руководителей 1-4 классов.

9. Лин-Чин-Жи Л.В.- руководитель школьного методического объединения классных руководителей 5-7 классов.

10. Вострикова Л.В.- руководитель школьного методического объединения классных руководителей 8-11 классов.

Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Школьное самоуправление - выборный орган школьного (ученического самоуправления) МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова», который создан в целях учета мнения учащихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Школьное самоуправление представлено советом учащихся. В состав совета учащихся входят учащиеся 8-11 классов (один представитель от каждого класса, выбираемый один раз в год). Предложения Председателя или члена совета учащихся по развитию самоуправления в МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» рассматриваются на совете учащихся, решения принимаются коллегиально. Исполнительным органом Ученического самоуправления являются 5 комиссий.

В состав комиссий входят учащиеся 8-11 классов МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» по своему желанию, в зависимости от интересов.

В школе также функционируют подразделения:

-     Хозрасчётное структурное подразделение «школьная столовая», шеф-повар столовой – Борисенко З.П., количество сотрудников столовой- 5 человек;

-     Библиотечный комплекс (библиотека-медиатека), заведующая школьной библиотекой – Казакова О. Н., количество сотрудников - 1 человек;

-     Служба АХЧ, руководство данной службой осуществляет заместитель директора по АХЧ Петенева И. В.;

-     Музей, руководитель музея Дуюн А. В.;

-     Школьное научное общество учащихся, в состав которого входят учащиеся,
занимающиеся исследовательской деятельностью, участники олимпиад, интеллектуальных конкурсов.
Реализация системы управления МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями всех участников образовательного процесса.

Таблица. Информация о структуре управления школой

Уровень и содержание управления Субъект управления, руководители структурных подразделений Обязанности по управлению
Стратегическое управление Уровень директора

Директор МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова», Тимченко Ирина Владимировна

  1. Осуществляет руководство в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, Уставом.
  2. Определяет стратегию развития школы.
  3. Представляет интересы школы в государственных и общественных организациях
  4. Осуществляет подбор и расстановку кадров.
  5. Развивает материальную базу.

Стратегическое

управление

Уровень традиционных субъектов управления

Общее собрание работников Учреждения.

Положение об Общем собрании работников (pdf, 2 660 kB)

Обсуждает  и рекомендует правила внутреннего трудового распорядка, графики работы, графики отпусков. Принимает меры по защите чести, достоинства и профессиональной репутации работников.

Педагогический совет, председатель  Малюченко Светлана Михайловна, директор МБОУ «Лицей имени А. Г. Баженова»

Положение о педагогическом совете (pdf, 291 kB)

Принимает решения по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности, решает вопросы, связанные с реализацией образовательной  программы и другие вопросы в соответствии с Уставом и локальными нормативными актами школы
Профсоюзный комитет, председатель Петенева Инна Витальевна, заместитель диретора по АХЧ Защита прав работников МБОУ «Лицей имени А.Г.Баженова»

Совет Учреждения, председатель Сергеева Татьяна Александровна

Положение о Совете Учреждения

(pdf, 202 kB)

Принимает решения по вопросам функционирования и развития МБОУ «Лицей имени А.Г.Баженова»

Совет родителей

Положение о совете родителей

(pdf, 408 kB)

Принимает участие:

-   в воспитании у учащихся уважения к окружающим, сознательной дисциплины, культуры поведения, заботливого отношения к родителям и старшим;

-   проведении разъяснительной и консультативной работы среди родителей (законных представителей) учащихся о правах, обязанностях и ответственности участников образовательной деятельности.

Тактическое управление Уровень заместителей директора

Положение о методическом совете (pdf, 778 kB)

Координация исследовательской деятельности, прогнозирование, коррекция, обобщение, подведение итогов, руководство деятельностью ШМО, организация работы с одарёнными детьми
Служба АХЧ, Петенева Инна Витальевна, заместитель директора по АХЧ Обеспечивает функционирование и развитие школы, занимается материально-­техническим оснащением
Заместители директора по учебно­воспитательной работе (ссылка)

1.Организация учебно-воспитательной деятельности  в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

2.. Организация разработки и реализации образовательной программы  в соответствии с требованиями ФГОС.

3.Методическое руководство педагогическим коллективом.

4.Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в  образовательной деятельности.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе– Романива Светлана Ивановна
  1. Организация воспитательной работы во II половине дня.
  2. Создание условий для самореализации личности в системе дополнительного образования.
Оперативное управление 1 Уровень учителей, функциональных служб

ШМО ( школьные методические объединения ), руководители ШМО

Положение о школьном методическом объединении (pdf, 793 kB)

  1. Методическое сопровождение учебно­воспитательной деятельности (обеспечение программами, учебниками, формирование опыта)
  2. Ведут методическую работу по предметам.
  3. Проводят анализ результативности

Социально-психологическая служба,

педагог-психолог

социальный педагог

  1. Организация социально­психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности

 2.Отслеживание влияния учебно-воспитательной деятельности  на психическое здоровье учащихся, их индивидуальное развитие.

3 .Психолого-педагогическая диагностика 4.Консультативная работа с учащимися и родителями (законными представителями)

Медицинское обслуживание Организация медицинского обслуживания и наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся
Творческие и проблемные группы учителей Решение определенных учебных и воспитательных проблем
Учителя-предметники
  1. Обогащение содержания образования.
  2. Организация индивидуальной учебно­познавательной деятельности путем применения личностно-ориентированных технологий
Классные руководители

Организация воспитательной работы в классе.

Создание условий для творческого и духовно-нравственного развития учащихся,  внеурочной деятельности.

Оперативное управление 2 Уровень соуправления

Школьное самоуправление учащихся

Положение о совете учащихся

(pdf, 224 kB)

Создание учебных сообществ учащихся, организация и координация досуговой деятельности II половины дня.
Творческие группы для организации общих дел Проведение конкретных мероприятий
Ученические активы классов Организация деятельности в классе


Вывод:
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием школой. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатного расписания. Грамотное распределение функциональных обязанностей обеспечивает автономное управление каждого структурного подразделения, определяет персональную ответственность руководителей подразделений за результаты труда
.